понедельник, 28 марта 2011 г.

Фокусироваться или фокусничать?

- все дело в ФОКУСе. Просто в первом случае человек наводит резкость на цель, а во втором случае скрывает свои манипуляции от зрителя, отвлекая его на детали. И все бы ничего, если сам человек не путает божий дар с яичницей... Фокусы он показывает с обманными маневрами или правда идет к своей цели.
Наблюдая за всем этим престидижитаторским безумием, я спрашивала себя - ну, вот почему я не вижу весь этот шик и блеск, а смотрю на представления как бы из-за кулис? Все эти веревочки, подставы, завлекалочки вижу - и никакого очарования! Чего бы, в самом деле, не принять грубость за силу? Хамство - за лидерские наклонности? Стремление к вечной халяве - за деловую логику? Лень - за одухотворенность? Позитиву не хватает? Да где ж его столько взять-то?
Я после некоторых встреч почти заболеваю. Вот что за глупость? Если человеку не стыдно, мне-то чего так неловко? Прямо выйти из комнаты хочется, чтобы не видеть всего этого позора. Сжимается все внутри. И не получается это шоу остановить. Все хуже и хуже. Фу.....

******
- По всем признакам, у вас начинается пневмония, - сказал врач старичку, пришедшему на прием.
- А вы абсолютно уверены? - заволновался дедуля, - я знаю немало случаев, когда человека лечили от одного, а умирал он совсем от другого.
- Нет, дедуля. Если я лечу от пневмонии, то и умирают от пневмонии.
******

Или еще лучше - когда видишь, как человек бежит навстречу своим граблям. Опять. Снова и снова. И приходит потом - чтобы голову перебинтовать. Чтобы пожалели, утешили, поддержали. И - снова в бой! Время, так сказать, разбрасывать камни - и время собирать пришибленных. Надоело мне чевой-то в санитарной роте. И людям это не на пользу, и мне во вред.

***Не все люди приходят в твою жизнь, чтобы быть принятыми. Некоторые приходят для того, чтобы ты научился держать двери закрытыми***

Не так давно случился разговор о друзьях и попутчиках. Никакого "парня в горы тяни, рискни". Договорились, что друг - это партнер, напарник, который дает тебе что-то осмыслить, понять - о себе, о жизни, о людях. Помогает тебе, в общем, растить твой внутренний сад, опыляет цветы для хорошего урожая. Поэтому и говорят: "плодотворное общение". :-) Ну, и ты ему пользу приносишь.
Короче, решили мерить ценность общения не в удовольствиях и даже не в легкости и непринужденности, а в условных единицах обмена. Вот, пришел к тебе человек в Сад - и чего? Натоптал, окурков накидал, семян понакидал, а вырос чертополох? Или начал советы давать - куда какие грядки посреди сезона перекопать надо и почему в любом случае у тебя ничего здесь не вырастет?
Представила я этот образ с садом - и вышло, что больше всего я ценю возможность посидеть в чьей-то тени. Приходит такой друг в самый зной, раскидывает большой зонт - и вот мы сидим, пьем холодный чай с холодным вареньем, говорим о чем-то и смотрим за горизонт. И бог с ними, с моими "грядками" и непаханным полем! Ко мне же друг пришел, а не председатель колхоза. И вот тут уже, сидя в тенечке, я и вспоминаю, что сад мой - не огород и не колхозное поле, что его вообще можно гравием засыпать - и ровнять граблями до бесконечности. Или газоном засеять... И поставить уже наконец беседку - а то неловко, что он каждый раз с этим тентом таскается! Приличного гостя - и в таких военно-полевых условиях принимать? Полнейший моветон!

Но обычно люди реагируют иначе - видя моё рвение... Помогают, как могут - конструктивной критикой и саженцами быстрорастущих и совершенно бесполезных советов. Ну, чтобы я побыстрее засадила все обозримое пространство хоть чем-нибудь и успокоилась. И все встречи начинаются с обсуждения моих "садоводческих успехов", во что я, значит, вкладываюсь, и что из меня такими темпами вырастет. Ревизорская проверка: шок и ужас.

Или того хуже - зовут как специалиста чужие "грядки" пропалывать и по самые помидоры в свои проблемы запихивают, чтобы я дурью не маялась и без дела не сидела...
Давайте я со своими идеями сама как-нибудь - и вы уж займитесь чем-нибудь. У себя. Пожалуйста.

*****
Заходит человек к врачу и орёт:
- Что у меня с глазами?! Что у меня с глазами?!
Врач:
- Успокойтесь, у вас геморрой.
Человек:
- Как геморрой? На лице?!
Врач:
- Ах, это лицо?!
******

Пока переделывала тренинг по целям, посмотрела кучу выложенных в сети семинаров. Бо`льшую часть выложили за последние три месяца, прямо подмастили. Смотрела - и улыбалась. Я даже точно знаю, что бы я увидела во всем этом раньше. Оказывается, вот они - те фокусы, за которыми я так долго искала магию. И с точки зрения технологии все секреты понятны, но не всегда получается магия :) Потому что фокус не на том. Самые удачные тренинги у меня были - когда я про себя напрочь забывала. Как стоять, какие и где перебивки делать. Когда мне был важнее результат группы, чем то впечатление, которое я на них произведу.

А теперь я посмотрела на других - стоит себе человек у флипчарта и о чем-то о своем думает в процессе. И одинаково убого - если тащится от себя или зажимается. Сразу фокус на нем самом, будто идет прослушивание - и он один на сцене, заходится в монологе или шепелявит, теребя кулисы. Такой маленький человечек в ярком свете рампы. Так и хочется сказать: "Достаточно! Следующий!" - чтобы он не мучил ни себя, ни других.

Особенно умилили некоторые чебуреки, которые ТАК тащились от себя - просто упивались моментом "славы". Только что не запрокидывали голову и не заливались сатанинским хохотом, вопя "I`ve got the Power!". И шутки все ниже пояса, как в ПТУшной курилке. Раньше я думала, что с некоторыми тяжело в паре работать, если культурный уровень не совпадает, типа словарные запас и поведенческие нормы в противофазе. Выходишь на свой блок после такого собой довольного - а народ мертвый, энергии нет, только тихое раздражение. Себя ругала, что не могу прыгать зайцем - и вот так вот пальцы веером делать. Ну, типа не крутая. И весь тренинг - к черту. А как иначе? Оба тренера собой занимаются - один себя любит, другой себя пинает, чего тут хорошего?
Теперь понятно, почему иногда удавалось "мертвую петлю" вытянуть, несмотря на всю эту возню закулисную. Когда любишь искусство в себе, а не себя в искусстве - тогда есть шанс людям пригодиться и не опозориться.

Звонок в реанимацию:
- Скажите, Петров еще жив?!
- Еще нет.

Что там говорили наши театралы? Важно передать человеку эмоциональный опыт, а не просто устроить зрелище. И если слышишь "как она ИГРАЛА!!!!" - значит, не получилось. Это как реклама, которая очень нравится, а чего она рекламирует - никто не помнит. Фуфлыжики.
Фокусы - это вам не магия.
Так и с тренингами. Группа должна работать, а не тренер красоваться на фоне пеньков. Так что все нормально было, зря только мозги себе накручивала...как все просто... даже обидно.

Умел бы Иван-царевич хорошо стрелять, ходил бы холостой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий