суббота, 21 августа 2010 г.

Кинопанорама



"Счастье - это когда тебя понимают" (х/ф "Доживем до понедельника")
"Счастье - это когда ТЫ понимаешь" ИМХО

Меня часто достают вопросами: «А ЭТО ты откуда знаешь?». В школе, когда сменялся учитель-предметник, со мной всегда были «разборки»: Почему я не пишу своими словами? Откуда я списала и кто помогал написать? Интернета тогда не было в доступе, а так бы лепили двойки за копипаст. )))) И никакие постмодернистские отмазки типа аллюзий не проканали бы даже на литературе. Но проходило время, меня систематически дрюкали у доски, убеждались, что моя прямая речь не сильно отличается от письменной, и успокаивались. Поскольку учителя менялись часто, такое «удовольствие» стало систематическим, но я, как положено воспитанной девочке, считала, что это все в порядке вещей. Пока незабвенная Ма`ришна (Мария Ильинична, «русский язык и литература»+классный руководитель) не открыла мне глаза на причину такого повышенного внимания учителей при знакомстве с классом. Зашла она к нам на историю на перемене побеседовать с новой училкой – та ей каким-то листочком в лицо тыкает (результаты сочинений типа «Чему нас учит история»), Маришна слушала-слушала, а потом так громко, что мы услышали: «Нет, Оля сама пишет. Сама. И не надо ей четверть случайными оценками портить – оставьте после урока, побеседуйте. И сами успокоитесь – и классу полезнее». А я целый урок сидела в шоке – потому что дошло наконец, что эа фигня творилась с такой регулярностью. У меня уже комплекс начал развиваться, что я не произвожу впечатления умного человека при первом знакомстве. Поэтому так приходится – длительным воздействием, «стайерскими забегами» убеждать. Проблема, в общем, была не во мне. Точнее – не там, где я ее пыталась найти и устранить.

К чему я это вспомнила сегодня? На днях я утащила кучу хороших фильмов подруге. Она меня регулярно достает «Откуда это? Откуда то?». Ну, вот я и решила не забивать ей голову своим мнением и пересказами. Потому что есть такие фильмы – которые надо смотреть без анонса. И без тизеров. Впечатление стоит того, чтобы ПЕРЕЖИТЬ все самостоятельно. Принесла, скинула – и ушла. А сегодня созвонились.
- Че за хрень ты мне скинула? Там смотреть нечего!
- ????????!!!!! (осторожно, постепенно приходя в себя) А ты их СМОТРЕЛА?
- Да, все.
- ??????? И – совсем НИКАК?!
- Не-а, фигня какая-то. Я промотала один, потом второй – ничё не понятно, муть какая-то.
-………
- Ты мне объясни, что ты там нашла?
-….. (кома)
Я психанула, но промолчала. Досчитала до десяти, чтобы успокоиться.
Задумалась после разговора – что меня так взбесило. Что она смотреть не стала? Что фигней назвала, после перемотки? Типа мой «подарок» выкинули? Нет, не то. Снобизм интеллектуальный? «Дом2» она регулярно мне порывается пересказывать – как энциклопедию русской жизни, и тут я решила ей планку поднять? Нет, не то – я такой фигней не занимаюсь. Больше походит на то, как если бы я ей подарила билеты на Галапагосы, а она, не найдя такого названия на карте Барнаула, выбросила их: «Не поеду! Я же не дура!» Ты, Оля, мне сначала все-все объясни – как раз спойлерами и тизерами. И лучше еще рядом сиди.
Меня, кстати, никогда не раздражали детские «почему?». Ребенка правда интересует то, о чем он спросил. Бесят бесконечные подобные вопросы от взрослых, как проверка, типа шукшинского «Срезал» (вот какой рассказ меня добил в свое время). Был такой еще эпизод забавный на втором курсе. Пришел в гости одноклассник (мы почти каждый вечер собирались, после кризиса 98го денег не хватало на альтернативные развлечения). Еще кто-то подтянулся, сидим у моей подруги, ждем остальных. И тут он «выдает»:
- Оля, а давай проверим, кто из нас лучше философию знает?
-…. (молчу, потому что писала за него сочинения на первом курсе и объясняла, что такое «архипова пятая»- он так запомнил «ахиллесову пяту» и т.д.)… И как мы это здесь выясним?
- А кто из нас больше философов знает, тот и выиграл!
- ………(взрыв мозга! Вот это срез знаний!)
Развели меня в итоге заинтересованные и скучавшие зрители на «слабо?». Выиграла, понятно, я + попутно выяснили, что в учебнике, в оглавлении – это не полный перечень. «Я список кораблей прочел до середины…».

Чувство, помню, было препоганое. Во-первых, я не могла понять – какая связь между знанием философии и списком философов. Это как знать язык и выучить алфавит – две БООООЛЬШИЕ разницы. Во-вторых, человеку явно не терпелось что-то продемонстрировать. Доказать. И школа-то уже позади, а все что-то покоя не дает? И в-третьих, крепко задумалась на тему дружеского общения. ОБЩение ли это? Что у нас ОБЩего? Может, по-дружески, надо было ему проиграть – он бы даже никогда не понял, что это поддавки были. Я-то знаю, что я знаю. Ну, погордился бы…
Это еще у нас один «деятель» был – он после контрольных подходил к физичке с моей и своей тетрадкой – и спрашивал, почему у него оценка ниже, чем у меня? И физичка ему даже объясняла первые раза два, что имеет значение ход решения, мысль, а не только список используемых формул и совпадение конечного ответа. Раз на десятый она психонула, закрыла обе тетрадки, ткнула пальцем в фамилии: «Читай, что написано?» - он прочел вслух наши фамилии - «Вот поэтому у тебя «трояк», а у нее – нет. Подойдешь еще раз – тебе исправлю на «два». А почему ты именно ее тетрадь таскаешь? Потому что она по шее не даст?».

Какой ряд ассоциативный выстраивается – аж противно. Не удивительно, что все наши дружбы развалились. Надеюсь, хоть теперь у них есть ощущение победы – где бы и с кем они не соревновались… Есть мнение, что я не с ними дружила. Потому что выросли – и оказалось, что те части личности, которые я считала неважными, случайными – превратились в ОСНОВНОЕ, а то, что я так ценила в этих людях – это было у них просто по молодости, от невозможности гадость сделать. Вот этот последний «деятель» позвонил после пяти лет тишины, как ни в чем не бывало – и давай меня «лечить». Объяснять, где я, а где завтра. И какой он молодец, и сколько он денег заработал. Сошлась, короче, задачка с ответом. Поставил себе «пять», мне – «два» и успокоился. А я поначалу купилась – и правда начала общаться. Не учит меня жизнь ничему…

И вечное проклятье с книгами… Я их не даю читать. Во-первых, они часто не возвращаются. И одну такую «ушедшую» книгу я искала по букинистическим и в сети несколько лет. Повезло, теперь она на полке. Во-вторых, я читаю и делаю пометки. Для себя – и дискутировать «права я была или нет» - не собираюсь. Это как личный дневник отдать для вычитки. «А почему ты здесь вот это написала?» Бесит.
Есть и тут свои исключения – с одной подругой мы в книгах «переписываемся». Тот, кто первый читает – начинает обсуждение на полях, второй отвечает и дополняет – и когда книга возвращается к хозяйке – она ее может перечитать с этими комментами. Но это редкий случай – после стольких сессий вместе на филфаке мы больны на голову в плане книг вполне одинаково. С выписками, пометками, критическими статьями… Она вот недавно чуть брата не убила – заходит на кухню, а он ее книгу на стол положил, читает и борщ ест. Знаю – она, как и я, никогда не положит раскрытую книгу корешком вверх. Выворачивать так книгу - как есть с пола. И когда тебе потом возвращают книжку с таким изнасилованным переплетом (если клееный переплет, так вообще листочками) – меня просто перекашивает! Перекашивало. Теперь я перестала быть филиалом дневного абонемента ленинской библиотеки.

Прикол был и по поводу электронных книг.
- Хочешь, принесу тебе – столько классного накачала!
- Не-а, если правда классное, ты потом все равно бумажную купишь, тогда и дай почитать – а с экрана…На фиг надо глаза портить!

М-ляяяяяяя!
А я вот себе Ридер хочу купить. Чтобы можно было читать с комфортом. Не покупать же ноут для этого!

Много всякого прикольного было. Я книги не пересказываю - я их переосмысливаю. И очень забавно, когда мои идеи пытаются найти в конкретной книге. Наверно, я и правда не выгляжу умной… Людям кажется, что я тырю идеи пачками. )))) Помню, на работе начальница меня доставала: «А это ты откуда взяла?». Ну, думаю, не доверяет мне, хочет проверить инфу к тренингу, проверить себя лишним не будет – я стала ей выдавать «списки используемой литературы». Все-таки у тетки педстажа 10 лет. Проходит один тренинг, другой. Сидим как-то с ней в ресторанчике после очередного – и она так аккуратно начинает у меня про книги – мол, она вот прочитала, но там всего этого нет. Что-то частично, кусками, по-другому. Не читала ли я еще что? Я отвечаю спокойно, что я еще читаю. Кивает понимающе. И такой диалог повторяется несколько раз.
Разговорились потом с ее младшей сестрой (там же работала, но была долго в декрете), она мне и объяснила: начальница решила, что я ей источники не сдаю. Что есть КНИГИ, в которых просто используется список, который я ей потом «сливаю», а НАСТОЯЩИМ источником я не хочу с ней делиться. Ну, знаете ли… Читайте сами и сами делайте выводы, если мои не нравятся. "Откуда взяла, блин? Мозгами пошевелила".

И все равно не понимаю, что меня так задело с этими фильмами? Каждому свое. Меня с детства удивлял Шерлок Холмс.
Не логикой своей. И не ошибкой в понятиях «индукция» и «дедукция» ))))). Меня удивляло, это его радостное «элементарно, Ватсон!». Каждый раз объяснять очевидные для тебя вещи… Для чего? Я поначалу все ждала, что он Ватсона научит, но не для того, видимо, были эти магические сеансы с «последующим разоблачением». Если представить, что это не литературные персонажи... Зачем это его «элементарно»? Такой эвфемизм для «и дураку понятно»? Хороша дружба.))))

Еще вспомнилось. Есть такой типичный диалог с учителем
- Сделал «домашку»?
- Я решал, но не получилось…не смог.
- Покажи, как решал.
- Ну…
- Садись, «два».
Я долго считала, что это такой способ разоблачить вранье. Если бы решал – решил бы в итоге. То есть оба знают, что не решал – и нет никаких «неудачных» вариантов. Чисто такое формальное выяснение. Ритуал. «А голову ты дома не забыл?» - это же не для ответа вопрос. ))))))
За всю свою долгую эпопею с учебой я несколько раз реально таскала «неудачные варианты» - на «вышке», на стилистике... И каждый раз удивлялась реакции препода. Будто я фото сасквоча принесла. Когда сама начала преподавать студентам – я стала требовать «хоть что-нибудь», «все попытки сделать задание». Чтобы увидеть, что не понятно, чтобы скорректировать подачу информации. Как без обратной связи? Это нужно. Обязательно. И вот эта ее «прокрутка фильмов»… Это как «мне ничего не понятно, но я ничего не делала, объясните еще раз – может, сделаю. А лучше давайте разберем на доске – и вообще делать не придется».

Я как потерпевшая бегаю в поисках МНЕНИЯ, впечатления, отзыва, знаю, что достаю этим хороших людей: «Как тебе это? Как тебе то?». Это как транспонирование в другую тональность. Или стилизирование. Меня интересует ОТПЕЧАТОК события. Авторская фотография реальности. Как это видишь ТЫ? Чтобы и я могла увидеть что-то еще, что с моей точки обзора не видно. Мне это НУЖНО. Я без этого просто дохну.

Видимо, я очень надеялась, что завтра мы встретимся – и я услышу, что ОНА там увидела. А о чем разговаривать? О том, что ее возмущает в «Доме2»? О погоде? Блиииин! Она спросила – смотрела ли я «Убить Дракона». На работе ее припозорили, что такое надо знать обязательно. Я обещала принести…не знаю. Но после тизеров от сослуживцев – глядишь, посмотрит без перемотки )))))

Все мы разные… помню, как «упал на мозг» Шпенглер с его «Закатом». Я его вжевывала себе постранично. Не было Интернета с гиперссылками – приходилось так искать информацию, о которой он упоминал вскользь. Даже в голову не пришло пролистать по диагонали в поисках картинок. ))))) Разве необходимость усилия – даже самого небольшого, как с фильмом, не стоит того бонуса, что получают мозги и сам человек в итоге? Если я всегда там, где мне легко и понятно – в чем тогда развитие?
Или это я не права – и надо просто развлекаться… может, в самом деле – я просто не умею развлекаться? Легко ко всему (ну, хоть к чему-нибудь!) относиться. Не анализировать. Не понимать. Просто говорить «проехали!»…
В сущности – мне жизнь облегчили. Не надо качать с «ТЕДа». Тоже выяснили. Ну, там же субтитры. И не всегда на русском. Прикольно – я вообще эти самые субтитры не сразу нашла. А когда нашла – просидела на сайте часов пять. И решила еще, что это явная такая халява – сиди я там в зале (ишь, размечталась!) я бы половину не поняла. Или поняла бы не так – на слух. Не сказала бы, что у меня хорошо с английским… Но если уж его вспоминать – лучше так, чем тешить себя иллюзией, что ты его потом, когда-нибудь, так уж и быть…выучишь ))))) Думала – принесу человеку такую «вкусняшку», она же грозилась пойти на курсы английского. Доучить. А тут такая красота! Лучше, чем фильмы без перевода. Мимо. Видимо, я не в курсе – и есть способ выучить язык, им не пользуясь (((((

Ого сколько я накатала…
Ну и фиг. Может, у меня мозги набекрень и работают неправильно. Зато они есть и они работают. Вот бы еще из этого пользу научиться извлекать. )))) А то че-то как со сверхспособностями – в нагрузку дебильное правило «никакой личной выгоды» ))))
Дурдом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий