понедельник, 4 июля 2011 г.

может быть

Обеспечила себя работой до конца лета. Чего, казалось бы? Живи да радуйся... а там видно будет... Но я со своей пожизненной неопределенностью ношусь как с писаной торбой. Хронический непокой. Будто стОит мыслям остановиться - и я умру. Акуле, чтобы дышать, надо двигаться. Мозгам - шевелиться. Такой образ акулы-Декарта: "Я не мыслю - значит, я помер"))) забавно и утомительно. Но все меняется, просто не всегда перемены очевидны. (Я даже думаю, что лучше те изменения, которые настолько хорошо встраиваются в прежнюю систему, меняя ее, что замечаешь их только в процессе и случайно. Делаешь что-то автоматически, но понимаешь, что это автоматизм не от многократных повторений действия. Разница - как между тренировкой, дрессурой, привычкой и сменой программного обеспечения).

*** А в этом компутере два ведра или четыре? А по скольку литров? Нам два из нержавейки! **** Гы....

Так это естественно - и только потом понимаешь, что раньше в этой ситуации были бы совсем другие реплики и реакции. И... не помню, какие. Чувствую то, чего раньше не чувствовала, замечаю другое. Все то же самое, и при этом - другое. Значимость у вещей, событий, эмоций - другая. И даже когда плохо, это хорошо. Не в том смысле, что хорошо от того, что плохо. Просто на душе дождь и слякоть, холодный ветер, а мне нормально. Переживу эту погоду. Дождусь Ёжика из тумана с его малиновым вареньем. А там, у огня, с чаем и можжевеловыми веточками, оно даже уютнее, когда не яркое солнце, а непогода.

И сомнения - это как переход по мостику. Покачиваешься, но идешь прямо. Это для равновесия нужно - колебаться немного. Вместе с мостом. Тогда лучше чувствуешь опору. И дойдешь. В общем, погода не основания для пересмотра маршрута. И от этого - очень хорошо.

Don't try to fix me, I'm not broken…

Бывает, что, пытаясь объяснить что-то человеку, понимаешь: эти слова вместе с их смыслом будут безвозвратно утеряны при переводе...
Говорят, что нельзя спорить о цвете радуги со слепым. Но как тут понять, кто слепой, а кто - нет? Если я не могу объяснить, значит, это моя дисфункция? С другой стороны, как можно объяснять что-то настолько очевидное?

"Если ты задаешь этот вопрос, значит, ты не поймешь ответа"...

Сильно напрягало. Особенно - учитывая количество всякой психологической белиберды в моей голове. И - стыд мне и позор - только недавно дошла разница. Именно "дошла", потому что знала я ее со школы, даже приводила этот пример на тренингах для учителей и где-то здесь в записках. Называется он "Покажи, как делал".
У нас была прекрасная учительница математики (алгебра и геометрия, понятно). Валентина Ивановна, которая никогда не ставила "два", если ты приносил ей три неправильных решения. А если ты не сделал "задание со звездочкой", но есть варианты решений "на отдельном листке", то вообще получал бонус к основной оценке. Решали в итоге все и всё.
И это было чудо - если попытки рассматривать как варианты, отваливалось "не понимаю эту алгебру", оставалось только то, что знаю и то, что нужно узнать. И между ними великое удовольствие находить собственную дорогу к правильному ответу. Как море переплыть. Море - это алгебра вся вообще, лодка - мои конкретные знания, учебный план - маршрут... Модифицируешь лодку - и плывешь. Учишься управлять. Понимаешь, что, не проплыв того, что было в первом полугодии, во втором будешь бултыхаться и захлебываться. А заблудился или потонул - покажи точку на карте, где это было. Не можешь точку показать? Три последние маяка помнишь? Да ты выплыл ли из бухты-то? "Два" и дневник на стол.

К чему я это? Несколько дней назад я опять столкнулась с "трудностями перевода". Это когда вопросы человека ставят в тупик и как объяснить - непонятно. И что тут объяснять - тоже. Я даже примера не могу привести, у меня мозг такие вещи не генерирует, а записать "с натуры" лень было.

Все эти вопросы не на глубину, как может казаться задающему. Все это режим "не понимаю я эту алгебру". Что угодно спросить можно, лишь бы самой не решать. Не делать даже попыток. А я должна объяснять, почему так, а не иначе?
В общем, "покажи, как решал", об этом я буду разговаривать. Есть ведь "реализованное знание", опыт, а есть какие-то вспышки болотных огоньков. А вот как объяснить, что пустословие - это не мыслительный процесс и что обмусоливания "то да потому" ничего не изменят? Тупик. Режим ток-шоу. Поговорили, "самовыразились", ничего не изменили и разошлись... Бла-бла-шоу.

Разница очумительная между знанием на уровне топика для разговора и знания, на основе которого формируются навыки. Вода мертвая и вода живая... Вот она разница между узнать и знать, слушать и слышать. Так все просто...
Что тебе с того знания, которое лежит в тебе мертвым грузом и тухнет? Как талант зарытый. Отрывать его и перезахоранивать? Или все-таки понять, что для результата надо зад от дивана оторвать и с зоной комфорта проститься?

***Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет...***

Это просто надо делать. Снова и снова - пока не появятся ощущения. Но для этого надо знанию доверять. Это как с лечением. Не доверяешь врачу - ищи другого. Или сам становись врачом. Хотя с таким настроением любые усилия будут как подвиг.
- Таблетки пьешь?
- Но я не понимаю их смысл!

Видимо, не очень припекло, если лечение откладываешь. Руку в кипяток засунешь - тоже рассуждать будешь о природе боли, о смысле воды, о том, почему вода кипит именно при этой температуре? Или все-таки отдернешь? А как же смысл? :)))))

"Покажи, как решала". Спрашивай, что не получилось. Потому что любое понимание - это процесс усвоения знания. Не обсуждения, а усваивания. Практического применения. Все остальное - болтология и шизофрения.

Когда я поняла, что это были праздные вопросы, к реальному опыту не относящиеся, я успокоилась по поводу всех "переводов" и объяснений. Зачем я упираюсь рассказывать, если человеку лениво даже попробовать сделать что-нибудь самому? Мало того - обижается, когда спрашиваю об этом. Ибо "не делала - и не собираюсь, потому что понять хочу!"
Аривидерчи.


Четыре задачи для мудрецов:
1. Хорошо уснуть.
2. Хорошо спать.
3. Хорошо проснуться.
4. Хорошо провести день. (Георг Энрих)


Комментариев нет:

Отправить комментарий