четверг, 21 апреля 2011 г.

Что бы такое перечитать?

****— Я как открытая книга, рассказываю тебе все самое сокровенное! А ты не доверяешь мне!…
— Бесконечная трескотня не есть общение.
— Я не трещу, я хочу тебя узнать… Мы должны разговаривать!
— ...****

Сегодня что-то потянуло на необременительное чтение - хотелось создать себе настроение... Я открыла одну книгу, вторую - но чуда не случилось. Я лично знаю людей, которые могут перечитывать одну и ту же книгу по двадцать раз в год. Это удивительная способность, которой я не обладаю. Я не умею дважды входить в одну и ту же воду. Открываю книгу - и помню все, что я думала, когда читала её в первый раз.
И я не просто перечитываю - я свои прежние ощущения пересматриваю. И в третий раз - если случается перечитывать, я уже как бы читаю третью копию. Даже если нет никаких пометок на полях. Я-то помню - и эмоции, и выводы, и идеи, которые параллельной звуковой дорожкой шли. Не книгу читаю - а свои воспоминания о ней. Как путешествия по местам боевой славы не предполагают буквального повторения событий, только флэшбеки, так и эти перечитывания не предполагают полноценного погружения в литературную фантазию.
Какое уж тут настроение? Взяла наугад несколько случайных незнакомых книг - дала им фору в тридцать страниц. Если за тридцать страниц не появится интереса - что ж, я сделала все, что могла. Читаем? И? ... не то... не то!

Как все-таки это странно - казалось бы - чтение книг, что в этом такого?
Помню, в каком я была глубоком шоке (не преувеличиваю), когда подружка с филологического заявила мне, что она всегда читает книги "с конца". Сначала прочитывает первые десять страниц, чтобы привыкнуть к слогу и познакомиться к действующими лицами, потом - последние десять - пятнадцать, чтобы знать, к чему дело движется. Если ей концовка понравилась - тогда она заваливается с книжкой на диван. Если нет - откладывает ее как дефективную.
- А детективы?
- Конечно, и детективы - интересно же знать, как найдут убийцу!
- Когда ты знаешь, кто он?
- А смысл читать, если ты не знаешь? Вот и будешь вместо чтения мучиться, пытаться угадать, да еще и не угадаешь ни за что, если детектив и на самом деле хороший.
- Да это все равно, что разгадывать кроссворд, который уже кто-то заполнил!
- Не люблю кроссворды.

Потом я узнала, что это вполне себе общая практика. И вовсе не у нее одной. И мы говорим не о программной литературе, которой надо было за один семестр перелопатить гору, а о книжках "для себя", "для души", так сказать... Для меня это как взять ложкой сожрать середину торта, чтобы проверить его на вкус, а потом ставить его на стол - э-гей, ПРАЗДНИК! Типа я просто так, чтобы убедиться, что он вкусный, а то вдруг опозоришься...
У литературного произведения есть своя определенная логика. И эмоции, и мысли читателя - через ассоциации, сюжетные повороты, трансформацию характеров - тоже преображаются последовательно. Из пункта А в пункт Б... Какой смысл читать, если не доверять этому процессу? Как заходить в страшный аттракцион, включив все освещение на полную мощность. Или фокусы смотреть, заставив фокусника ничего нигде не прятать, а делать все медленно, так, чтобы иллюзия пропала. Ну, чтобы не сидеть, как дура - и не ломать голову, где там двойное дно, а где подстава. Все равно не догадаешься. )))

Или взять и начать смотреть все матчи в записи - точно зная конечный счет... Чтобы не обманули ожиданий... ))) Матчи нашей сборной - то еще чтиво. Конец всегда известен, остаются только подробности, кто на этот раз виноват будет.

Но сегодня я это все вспомнила в связи с другим талантом этих же "осторожных читателей": переваривать одну и ту же книгу снова и снова, пока не истреплется, потом покупать переиздание - и опять читать, читать, читать. Ее же. Или это и есть "настольная книга"? Но как можно не выучить ее наизусть на тридцатый раз? Или все дело как раз в этом - они, читая так аккуратно, с превью и спойлерами, не перегорают? Тогда ты и в первый раз не особо погружаешься в сюжет, и в пятидесятый не жалеешь о том, что не можешь нырнуть - и забыть, чем там дело кончится?
Не знаю. Но - в любом случае, у меня так не получается. Многократно я могу читать кусками именно ради самого красивого слога. Просто - когда ритм нравится. Булгаков, например, или Солнце русской поэзии. Но так - выборочно, чтобы покатать на языке красивые фразы. Что-то типа "десяти красивейших голов"...


Значит, не время сейчас читать художественную и "типа того" литературу... Время слушать музыку... и ложиться спааааать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий