пятница, 25 февраля 2011 г.

Всерьез и надолго...


Сделаны все приготовления к Родительской Субботе. И даже притащила сегодня всякую всячину к сырной седмице. Помню, как я удивлялась, что на неделе масленицы нельзя есть мясо. Яйца и молочные продукты можно - поэтому блины любые в немыслимых сочетаниях, но без начинок из мяса. Такое вот плавное вхождение в вегетарианство Великого Поста.
Как и собиралась - составила себе "рабочий список", буду разбираться со всем лишним, освобождая место для нового и нужного. Место освободится основательное. Все-таки все эти эксперименты с актерскими курсами не прошли даром! Я про ресурсные состояния, которые ощущаются совсем иначе, будто рецепторов добавили. И про ощущения вообще.

Разговаривали намедни с подругой детства - у нее как раз днюха на пост приходится. Она сокрушалась, что невозможно бросить курить - и совсем не пить спиртного, не смотреть телек, потому что можно свихнуться или плесенью покрыться. А я вдруг вспомнила одного священника, который мне рассказывал о своем непростом Пути в Православии.
Он курил, выпивал молодецки, жил разухабисто и от деревенского коллектива не отпадал. И вот - после определенной череды событий - он проснулся с четким ощущением, что с него хватит. Ему ясно увиделась вся его дальнейшая жизнь - точно такая же, как последние лет пять. Иногда - чуть лучше, иногда - чуть хуже, но в общем-то все понятно. Весь расклад ясен и вечер перестает быть томным.
Одна попойка или сто. Одна девка или другая. На пять рублей больше или на двадцать пять. Один костюмчик с искрой или три. Понедельник или пятница. Пятнашки. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Надоело, короче. И он бросил курить. Без всяких волевых усилий, без сопротивлений и борьбы с искушением. Как отрезало. И что больше всего его удивило - его никто не чморил и не подкалывал, не провоцировал и на слабо не раскачивал. Хотя у них там даже закодированных и подшитых спаивали с энтузиазмом. А вот к нему никто не лез.
Потом уже был город, училище, помощь в храме по выходным, женитьба и рукоположение.
Что же изменилось, собственно, какая перезагрузка случилась? Страх смерти? Жажда разнообразия?
"Я понял, что не хочу впадать в те состояния, которые предшествуют гулянкам. Вот это вот - "шаркнуть по душе"... И не хочу ощущать того, что я ощущал во время этого ненормального веселья: как я хорош, обаятелен и остроумен. Я не становился таким - я себе таким казался. Я понял, что не хочу так смотреть на жизнь - как на повод расслабиться, переключиться или отпраздновать".

Получается, что эти привычки, это поведение перестало соответствовать его внутреннему состоянию, его потребностям - будто принадлежало другой личности. И я, сколько не пыталась - не могла представить этого позитивного, спокойнейшего батюшку в виде деревенского буяна и бабника.

"Надо захотеть жить по-другому так сильно, как утопающий хочет вдохнуть воздуха!"

И если привычки - любые автоматические действия - это те морщинки, которые на поверхности личности оставляет характер, значит, не изменив причину - не изменишь поведение. Если человек не готов меняться - значит, ему дороже то, что сложилось. И нет внутри ни силы, ни потребности, ни возможности реализации. Некому там пока реализовываться. А вот когда понадобится место для чего-то более важного, тогда весь мусор сдует одним порывам ветра. Тут скорость изменений зависит от степени решимости. И от количества мусора :))))

Когда мне в свое время пришлось работать с желающими завязать алкоголиками и их обделенными родственниками, я это все видела очень ярко. Один найдет повод напиться "только сегодня, а завтра уж с новыми силами". Второй найдет причину оставаться трезвым "только сегодня", не пытаясь всматриваться в туманное завтра. Но никогда это не приходит извне. Это как зерно - нельзя росток вытянуть насильно. Прорастет в свое время. Или заплесневеет. Вообще-то чаще всего казалось, что алкоголизм мужа - единственное, что объединяет семью. Сплачивает. Как внешний враг. И не мужа она хочет вылечить, а просто не хочет уходить и с нуля устраивать личную жизнь. Есть даже условный способ узнать, спасает жена свой брак или мужа. Вопрос: "За что вы его любите?"

-"Да за что его любить-то, ирода проклЯтого?! Чего в нем хорошего? Тяну всю жизнь, где бы он был без меня(...)" - "Так зачем он вам - ирод, хоть пьяный, хоть трезвый, если и любви не осталось?" - "Он мне всю жизнь загубил, а теперь что, разводиться, что ли?"
No comments

Что в этой жизни всерьез, а что "просто так, подумаешь, что такого?"
Вот, когда человек понимает, что его поступки - это его выбор КАКИМ БЫТЬ, что называть радостью, что - весельем, что - удовольствием, начинается Путь. У выбора есть последствия - для самого человека, для окружающих, для мира в целом.

*** Что бы ты ни делал, количество добра на Земле должно увеличиваться ***

Применительно к курению мне понравилось:
- И чего я делать буду? Глазами хлопать в тишине? В носу ковырять? Так хоть какое-то занятие, паузы заполняет. Да и знакомиться в курилках проще. И на работе, когда шеф орет, всегда сбегаю на крыльцо курить. Кофе, опять же, с сигаретой...

Ничего не стала я говорить, поскольку не имеет смысла, просто пустопорожняя болтовня получится. С кофе эстетство мне особо понравилось. Если уж пьешь самую дешманскую растворимую бурду, то - да, куда тут без сигареты! Вкус- то не тот будет!
***
-Официант!!! Что вы мне принесли?! Это вообще чай или кофе?!
-Ну, если Вы настолько не разбираетесь, то какая Вам разница?
***

Но пока хочется думать, что по утрам ты становишься Верой Холодной за чашечкой и с сигаретой - привычка будет стоять намертво. Или объяснять себе, что ты очень курить хочешь - вместо того, чтобы перестать людей бояться и научиться общаться без оговорок и ритуальных притоптываний.

Это если по таким очевидным зависимостям пройтись.

С более личным и более мелким можно поработать только создав длительное фоновое напряжение. Смысл аскезы не в буквальном умерщвлении плоти - недокорме, недосыпе. Смысл в том, что голодный и невыспавшийся более раздражителен сам по себе, а тут надо, например, Богу молиться, ум усмирять и любовью к ближнему преисполняться.
Если сможет в таком состоянии нужный курс поведения выдержать - что из событий жизни его сбить сможет? Формируется эмоциональная устойчивость с хорошим запасом прочности. Уже неплохо.

За выходные приведу "хвосты" к общему знаменателю - и, собственно, гардемарины, вперед! ))))))))))

Комментариев нет:

Отправить комментарий