суббота, 20 ноября 2010 г.

недоступная нирвана


"В моей абсолютно изолированной от цивилизованного мира Внутренней Монголии, спасенный от влияния, незамутненный объективной реальностью, живет Сэнсей. Казалось бы - и что такого, ну живет и живет, мало ли у кого какие тараканы в голове живут - и ничего. Но в тишине бескрайней степи, когда водку не хочется, кумыс не усваивается, а гостей не ожидается, мне есть с кем поговорить. И не всегда это хорошо. Он беспокоит меня какими-то дурацкими вопросами, абстракциями и непонятными "зарядками для ума". Цепляется за мелочи, мимо которых можно пройти. Какой-то вредный человек, в общем-то. Вечный противовес. Дестабилизатор.

На неделе раздался звонок. Голос в трубке был печален до невозможности. Вздохи тяжелые. Паузы.
- А че ты делаешь?
Почему-то в моем мозгу этот вопрос вызывает целую цепь неприятных реакций. Сразу начинают терзать смутные подозрения - то ли в гости позовут, то ли помочь попросят, то ли сами придут. Я вообще предпочитаю "звонки на вызов" без церемоний. Я бы даже сказала - в телеграфном стиле. Надо помочь - помогу, если могу. "Сильно занята или нет?" - это тоже не вопрос, потому что приоритеты занятости тоже мне выставлять. Ну, а как - скажу "голову брею" - а мне в ответ "это может подождать, давай сначала сделаем то, что мне надо". Нет, дальше будет "А ты долго еще ее брить собираешься? А давай ты завтра, а?"

Поэтому для друзей это отменено. И привычное "Че делаешь?" с последующим 20 минутным диалогом сворачивается в " А давай..." И в ответ никаких "Ну....не знаю... поуговаривайте меня... пузо консервной банкой почешите... хочу себя значимым человеком чувствовать..."
В общем, больше энтузиазма и никакого насилия. В том числе - над собой. Бывает ПЛОХО и надо проветрить мозги. Там и СМСки хватит: "Погуляй со мной сегодня в парке, если сможешь". И я на такую СМСку отвечаю быстро. Потому что лучше человека прогулять, чем жалеть. Да и пешком - оно всегда конструктивней. И устать полезно, и отвлечься, и воздухом подышать. И просьбы все - тоже конкретные: чем помочь? У нас даже есть такое уточнение - "тебе с обсуждением или просто выговориться?" Прикольно, особенно когда сама знаешь, что это просто эмоции бурлят и на самом деле ты совсем так не думаешь... Чего там советовать? Вот утихнут бои, тогда - на привале - и обсудим.)))

В общем, очень я удивилась этому внезапному "А че ты делаешь?", но привычка взяла верх:
- А чего- предложения есть?
- Нет, хочу узнать, что ты делаешь. Чем день забиваешь?
- В смысле?!
- Мне скучно, очень скучно - я не знаю, чем заняться. Вот, думаю, может, ты мне чего подскажешь...
Я вздрогнула от звука падающего тела: это мой Сэнсэй потерял сознание. Произвело впечатление. Как если бы Волк, не догнав Зайца, заорал не "Ну, погоди!" а обложил матом, достал дробовик - и шмальнул в догонку. Обрыв карты игры и сценария.
- А что ты делаешь, когда тебе скучно?
Разговор-то продолжается! Блин. А, в самом деле - чего я делаю, когда мне скучно? И тут я зависаю еще больше.
Говорю же - переслушивала детские музыкальные сказки с виниловых пластинок. В том числе и "Алису" с песнями Высоцкого. Так вот в самом начале она там как раз мается от скуки. И доскребывается до взрослых, чтобы те ей занятость придумали с вариантами. "почитай!" или "поиграй!", вот она и так и сяк со скукой борется - в общем "сэр, возьмите Алису с собой!" Вот она - песенка Алисы.


Ну, так вот - продолжаем разговор - когда переслушивала эту сказку, на этой именно песенке задумалась, почему ребенку может быть скучно? А потом обдумывала - почему я не знаю, что это такое? Я, мягко, говоря, не самый деятельный человек. Но вот как это - скучать? Именно ощущение это, скука - она на что походит-то? Подумала я, подумала, да и забыла. Не прошло и недели - нА тебе, вопрос знатокам задает Ирина Христафоровна Трындец из... из Жалости. Внимание: вопрос! Внесите черный ящик.
Я умею профессионально страдать фигней - это когда я делаю то, что мне интересно, но на фиг не надо. И ведь знаю, что надо делом заняться. Делом. Всякие там "делу - время, потехе - час..." и "сделал дело - гуляй смело"...

чем я тут могу помочь... Может, я все время со скукой борюсь, но сама этого не знаю? Или называю это состояние как-то иначе? Одно точно - в детстве я не просила меня развлекать. и столько всего было интересного... одна была проблема - выбрать и по времени уложиться. Вот это была реальная проблема. А чего была? Оно так и есть до сих пор.

На следующий день учинила допросы. У разных людей спрашивала - чего они делают, когда им скучно. И ответы получала четкие, быстрые, выученные как права и обязанности дневального. Ночью разбуди, спроси - ответят! (Эх, а физичка хотела, чтобы так запомнился именно 17й параграф...)

Я даже специально уточняла - а "скучно" это как? Помогали понять посильно:
- Тебе в очереди скучно?
- Смотря какая очередь...
- ?????
Пришлось пояснить... В больнице не скучно, а страшно. Или нервозно. Я каждый раз обещаю себе начать оздоровительные процедуры сразу же, как доберусь до дома, а не с магического понедельника. Потому что разговоры в этой очереди, охи-ахи, подробности ненужные, люди, еле перетаскивающие свои тела... Всякое бывает, травмы там, врожденные болячки. Но что-то мне не верится, что если бы человек тратил хотя бы 5 часов в неделю на свое здоровье и не маялся фигней, он бы вот так вот к 50ти годам разваливался на части...

В каких-нибудь паспортных столах, ГАИ и прочих бюрократических диснейлендах скучать вообще некогда. Надо бдить - чтобы убедиться, что ты вообще в то окошко стоишь, что вся очередь туда же стоит, что на окошке надпись со списком предоставляемых услуг совпадает (а не как в прошлый раз), что все справки по нужной форме и в нужном количестве. А потом эти ценные сведения передать тем, кто интересуется... Так время и проходит - то ты выясняешь, то у тебя...

На почте и в банках, так это вообще песня. Как в дурдоме может быть скучно? Это же вечный праздник! Не Рождество, а Хэллоуин, понятно, но в том и прелесть своя. Последнюю бандероль я отправляла раз пять. И переделывала по три раза. И все думала - это вот объективно по-другому нельзя или просто им по фигу? То есть весь этот навязчивый совковый сервис - это что такое? Пережитки? Плохой менеджмент? Недостаток средств? Низкая окупаемость? Или просто надо требовать жалобную книгу, а то и приносить ее с собой? ))))

Очереди на техобслуживании не скучная, муторная, потому что всегда есть шанс огрести ремонту на бОльшую сумму, чем предполагалось. И тут всегда для меня вопрос - они мне сейчас услугу впаривают или оно мне правда надо? У меня столько денег нет, чтобы со скучающим видом оплачивать любой апгрейд. Ибо не все равно что, за сколько и кому оно надо. Но если бы не эти "процедуры", где бы я еще узнала про марки масла, антифризы, амортизаторы и шаровые? В этом году, правда, пришлось ехать в другую фирмочку, так пока ждала - успела шашлыка поесть, найти коврики новые, а еще контору по строительству всяких беседок, бань, летних домиков и садовой мебели. Приятные люди, пообщались, но денег на такое все равно жалко. Если бы приусадебный участок, а так... за глазами... Спалят бомжи за зиму, обидно будет.

В очереди, короче, скучно не бывает. Устать - могу, заскучать - нет.

Мне помогали найти мое "скучно", ощутить, проникнуться:
- Это когда лежишь и перебираешь - чем бы ты хотела заняться, но понимаешь, что в голову ничего путного не лезет. Не хочешь ты этим заниматься, надоело, не греет.
- Все надоело?
- Абсолютно.
- И ничего не хочешь?
- Ни-че-го
- Это нирвана, что ли? Не, мне до нее еще далеко...
))))))))))))))))))))

Комментариев нет:

Отправить комментарий