вторник, 20 апреля 2010 г.

пустыня



«ПЫТАЯСЬ ВЕРНУТЬ ТО, ЧТО БЫЛО –
Я БОГА ПОМОЧЬ МНЕ ПРОСИЛА,
НО АНГЕЛ, УСТАЛЫЙ И ХМУРЫЙ,
ОТ ВСТРЕЧИ СПАСАЛ МЕНЯ, ДУРУ…»
иногда, оглядываясь назад- вспоминая какие-то свои отчаянные желания, которые так и не сбылись - думаю непроизвольно "Слава Богу!!! не знала, о чем прошу!" Даже какие-то разнесчастные влюбленности - когда-то казавшиеся катастрофами - закончились ничем. и это самое больше счастье. Потому что прошло время - и ты видишь, как изменились люди. Видишь, какой стиль жизни и общения они предпочитают - и НИЧЕГО общего. Как хорошо - ничего общего!!! И вот с этим человеком хотелось прожить всю жизнь??????? Ну, какое счастье, что в жизни не все мечты сбываются! Какое счастье!

Мудрые говорят: Каждый человек должен преодолеть свою пустыню.
Пройти свою полосу препятствий. Пока не умрут старые привычки, старые взгляды, пока ничто не будет напоминать о рабстве, от которого человек сбежал к Мечте. Вот тогда и выйдешь из Пустыни. И ничего лишнего – что могло бы заболотить новую жизнь. Некоторые – как бедуины – вообще селятся в своих пустынях. И живут. Не выживают – а именно живут. Есть такие аскеты и отшельники. Для них, возможно, самое тяжелое испытание- это испытание комфортом . Пустыни – они разные, но признак один – это место, где ничто не питает человека – где он не может утолить свою жажду. И все второстепенное, наносное – перестает вертеться в голове… Ну, стоит он, положим, посреди Каракум… (потому что в Сахаре слишком людно стало). Стоит – и пить охота, и в тень охота. И вспоминается ему, как коллега его место на парковке регулярно занимает. И как его в супермаркете обхамили. Или как девушка бросила. А потом – вспоминает, как не мог выспаться, потому что из крана вода капала – Кап, кап, кап… ВОДА-ВОДА-ВОДА-ДААААА! И где теперь все те трепыхания и разборки? Вооот. Потому что пить – это да. Без этого не прожить. А вот без всего остального – ну, не так принципиально. И возможны варианты.

В жизни человек почему-то часто путает эту самую воду с ядом. Есть же вещи, необходимые человеку конкретному - чтобы помнить, кто он и что он. Чтобы себя собой ощущать. Живым, счастливым, ищущим. Такая внутренняя жажда. Но пока все вокруг мелькает, пока столько всего МОЖНО – о какой воде речь? И замещается НУЖНОЕ модным, доступным или просто – новым… а потом становится очень-очень плохо. Потому что пусто и не по себе. Потому что забыл что-то важное – и закончится в итоге эта космическая командировка на Третью-От-Солнца, а в отчете писать по сути и нечего. Странноватый был бы отчет о командировке: «Я сидел в номере и смотрел телек. Было интересно. Узнал много нового…» или «Я глазел по сторонам и увидел много интересных мест».
Я не люблю рассуждений о смысле жизни – мне всегда кажется, что это не тему для разговора. И смысл – как понятие о красоте – у каждого свой. Потому что и мы все разные – и сны одинаковые не видим, и счастливы одинаково быть не можем.
На тренингах иногда так бывает – прорывает человека. Сидит, будто ослепленный, смотрит – и не видит. Говорит, говорит – или плачет… и перебирает все то, за что он так отчаянно сражался столько лет. И все то, чем пришлось пожертвовать в этой войне со здравым смыслом. А потом затихает и говорит что-нибудь типа: «Я же всегда хотел дом построит и семью большую завести, а чем я занимаюсь, если именно на это у меня ни сил, ни времени нет???»
Одна деловая тетка меня просто поразила. Мы с ней как раз встретились в центре ее Пустыни. Она по-деловому подходила даже к этому безжизненному пространству. Искала море – чтобы устроить там курорт . Песок - есть, жара – есть. Солнце – 365 дней в году. Супер! Море налить – и зашибись будет! Такая вот курортница. Активная, напористая, цепкая. А на третий день занятий – вот оно – МОРЕ! Как у Кэрролла - pool of tears. Прорвало, короче. И все так просто – как воды стакан – нету счастья в личной жизни… Есть поклонники – из деловых партнеров. Есть друзья – из тех поклонников, которые остались деловыми партнерами. А вот личного пространства нет. Потому что в личном – предложить нечего. Ничего не осталось. И чувства под тотальным контролем - потому что слабость. Потому что было больно.
…Есть женщины в русских селеньях –
Отчаянно им не везет:
То-то кто-то коня не привяжет ,
То кто-то избУ подожжет…

Ну, и при чем тут модернизация бизнеса, прости господи? Она, конечно, правильные цели ставила – и саботировала потом, чтобы было чем заняться. Но даже начни она эти свои филиалы по утвержденному плану открывать- ей лучше бы не стало. Жажда осталась бы. И пустыня осталась. И она – посреди этой пустыни. Вот и бегай за миражами…

У каждого своя пустыня и свои испытания на прочность – свои искушения. Пусть они даже не кажутся такими важными кому-то. В каждой избушке свои погремушки…
Но пустыня- это не чтобы поиздеваться над собой. Через нее нужно пройти. Это не из разряда «заслужи конфетку». Просто пока ты идешь – ты становишься таким, для которого возможно больше счастья, больше любви, больше удачи. Это как разработать легкие – воздуху вокруг не становится больше, просто ты теперь сможешь больше вдохнуть.

Испытания, говорим мы, даны, чтобы показать, в чем человек нуждается, закрепить положительный опыт, отделить негативный (неэффективный). Перестань ныть – ворчать – жаловаться – причитать. Неси свет даже через повседневные дела. И всегда отвечай на вопрос: «Кому ты служишь?»
Я когда-то нашла этот вопрос в книгах для христианских семинаров. Прошло много лет – и теперь я задаю себе этот вопрос безотносительно религиозного подтекста. Изначально имелось ввиду – ты служишь Добру или Злу, понятно. И предлагалось задавать этот вопрос перед тем, как лезть к людям с нотациями, перед принятием решений, перед любым делом. Имеет значение ПОЧЕМУ ты это делаешь. Каков мотив - потому что поступки закрепляют именно его. И еще – человек всегда с собой договорится и сам себе поверит, что действовал из лучших побуждений…

Теперь говорю людям записывать в дневниках – «чему я служу?» и анализировать, чувствовать, понимать себя. Что руководит мной? Зависть? Лень? Страх? И если я позволю себе подчиняться им – служить им, взять верх – куда я приду? Туда, где будет еще хуже.
Люди часто говорят о себе в пассивном залоге: Меня взбесилО (я взбесил-ся, взбеси-себя), у меня апатия (в квартире эта Апатия живет - в аквариуме с хомяком, что ли?) – ПОЖАЛЕЙТЕ! ЭТО СИЛЬНЕЕ МЕНЯ!!! Оно на меня напало-навалилось-одолело – и мне очень плохо…
Тут-то как раз помогает этот вопрос. Пока человек из тебя все соки своим нытьем не высосал (кстати, ни у кого нет такой мертвой хватки как у бедного, забитого, обессиленного невротика).
"Чему я служу?" И если я выбрал это подчиненное положение – значит, я принимаю и последствия выбора. Ведь я свободный взрослый человек. Захочу – в следующий раз выберу другое служение… перестану исповедовать религию Хныкающей Слабости - и начну праздновать Силу.
И пустыня останется позади – потому что в ней уже не будет смысла. Пройти пустыню – справиться в себе с тем, что мешает двигаться к Правильным целям. И никогда не забывать про жажду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий